Академия эзотерических путешествий Кангри

Вскрытие саркофага Итигилова

Лама Итигилов11 сентября 2002 года в Бурятии состоялось вскрытие саркофага с прахом Хамбо-ламы Даша-Доржо Итигилова, тело которого в течение 75 лет захоронения не подверглось никакому тлению.

Тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигилов, когда, медитируя, уходил из жизни в 1928 году.
Внешне тело ламы ничем не напоминало умершего человека.

Как заявила руководитель проекта по изучению феномена Итигилова, доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова, "его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются как у живого, а после вскрытия короба, в котором тело ламы покоилось 75 лет, оттуда стало исходить благоухание".


Год назад российские ученые привезли из Бурятии в Москву для исследования частички его тела. И теперь в смятении вынуждены признать, что тело буддийского ламы до сих пор живо.

Как подчеркивает сегодня газета "Версия", получается, что последние 75 лет своей жизни лама провел в могиле, поскольку даже предварительные результаты анализа биоматериала показали, что наука впервые столкнулась с феноменом "бессмертия" давно почившего человека.

Перед кончиной Даша-Доржо Итигилов завещал извлечь его тело из земли примерно через 30 лет. С тех пор эксгумация проводилась трижды: в 1955, 1973 и 2002 годах - причем неизменно оказывалось, что тело ламы не тронуто тлением. После последней эксгумации тело Итигилова решили изучить медики.

Врачи признают, что опыта работы с таким материалом у них нет, хотя феномен сохранности тела после смерти хорошо известен в медицине. Это происходит при бальмазировании, а также при захоронении тела в почве определенного типа или в условиях вечной мерзлоты. Но как только в могилу попадает кислород, мертвые ткани разлагаются за несколько часов. Вопреки ожиданиям ученых, ничего подобного не произошло с телом буддийского ламы.

Интересно, что момента смерти ламы никто не видел, так как он попросил заключить себя в куб из кедровых досок. Это открывает простор для психофизиологических гипотез. Что если, подобно йогам, лама умел управлять жизненными процессами своего организма?

 

Одна из легенд гласит, что лама мог ходить по воде

Даша-Доржо Итигилов был главой буддистов Восточной Сибири с 1911 по 1917 год. Получил известность как философ и врач. Всю жизнь он провел в Бурятии и лишь один раз выезжал за пределы Сибири — на празднование 300-летия дома Романовых. В годы Первой мировой войны организовывал госпитали и получил несколько правительственных наград. Вокруг его имени уже при жизни ходили легенды. Одна из них гласит, что монах мог, как Христос, ходить по воде.

Обстоятельства смерти и погребения Хамбо-ламы в 1927 году очень нетрадиционны для буддизма. Окруженный учениками, Даша-Доржо Итигилов сел в позу лотоса и приказал извлечь его тело из могилы через некоторое время, пообещав вернуться живым. Потом начал читать сам по себе молитву сопровождения умершего и погрузился в глубокую медитацию. Когда ученики сочли, что налицо все признаки смерти, тело ламы в той же позе лотоса поместили в кедровый саркофаг и похоронили на сельском кладбище.

Авторитет учителя был непререкаем. Ученики навещали Даша-Доржо с тех пор дважды: в 1955 и 1973 году. Они убеждались в нетленности тела, переодевали Итигилова и вновь опускали в могилу. В сентябре 2002 года тело Итигилова эксгумировали, изъяв из саркофага с соблюдением всех юридических процедур.
Судмедэксперты составили акт, в котором отметили целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов Хамбо-ламы. Стало понятно, это не мумификация, не бальзамирование, не дубление и даже не результат сохранения тела в условиях вечной мерзлоты, а некое иное, до сих пор никому не известное состояние.

Лабораторный анализ подтвердил, что тело монаха живет

"Когда научная группа прибыла в Бурятию, нынешний Хамбо-лама Дамба Аюшеев, на наше счастье, предоставил нам необходимый биологический материал - пять волосков и срез ногтя, - рассказала корреспонденту газеты "Версия" профессор Галина Ершова. - А также несколько частичек кожи, которая отпала, когда монахи переодевали Итигилова.

Cейчас мы завершили серию возможных анализов предоставленных образцов. В лаборатории судебно-медицинской экспертизы их проводил доктор медицинских наук, профессор Виктор Звягин - величина мирового масштаба в такого рода экспертизах. В частности, он исследовал останки членов царской семьи".

Изначально предполагалось, что органика, живые белковые соединения в теле ламы будут разрушены, а ткани консолидированы за счет неорганики, как это бывает в мумиях. Оказалось, совершенно наоборот! Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции клеток Итигилова имеют прижизненные характеристики. Профессор Звягин, человек с огромным опытом, был поражен.

На прямой вопрос корреспондента, жив Хамбо-лама или мертв, Галина Ершова ответила не сразу: "Я опасаюсь задеть чувства верующих. Сейчас Итигилов, понятно, не жив - он ведь не может подняться и пойти. Но, уходя в иной мир в состоянии медитации, он погрузился не в смерть, а в другое состояние. Результаты исследований позволяют предположить, что лама искусственно ввел себя в анабиоз.

Это то, что происходит с некоторыми видами живых организмов в услових стресса. Но как достичь этого состояния? Остановить дыхание, кислородный обмен? Если нет кислорода, в организме начинается цепная реакция разрушения. Или Итигилов использовал какое-то поверхностное, как йоги называют, "легкое дыхание", которое продолжалось десятилетия? Кстати, в завещании ламы указана ключевая для буддистов цифра - 75 лет. Она привязана к этапам просветления Будды".

- То есть его хоронили живым? - Безусловно. - Получается, все это время в могиле он тоже был живой? - Да, я полагаю, что это было именно так. Состояние Хамбо-ламы Итигилова изменилось уже после того, как его извлекли из могилы, практически у нас на глазах. Просто тогда не обратили внимания на некоторые очевидные признаки. Есть такое явление: в момент смерти организм резко теряет влагу.

А у Итигилова, когда он был извлечен из могилы и находился вне короба, начался резкий исход влаги из тела. Стеклянный куб, в который его посадили монахи в монастыре, вдруг запотел. Это и был момент окончательного ухода великого учителя. И одновременно триумф. Он ведь вернулся живым, как обещал!

Именно такая была у ламы задумка. Я не знаю, верил ли он, что сможет заставить тело вновь повиноваться себе: ожить, встать. Вряд ли. Даша-Доржо был врачом и прекрасно понимал, что такое атрофия мышц без движения - восстановить их функциональность практически невозможно.

Но он рассчитывал оставаться в состоянии медитации-спячки до тех пор, пока его не извлекут из саркофага. Итигилов вошел в состояние анабиоза, чтобы доказать беспредельность духовной силы. Он знал, что выдержит оговоренный срок. Я им искренне восхищаюсь.

"Золотые подвижники" не редкость в Тибете

Сейчас Галина Ершова занимается поиском аналогов "феномена Итигилова" в буддийском юго-восточном религиозном пространстве. Есть версия, что высохшие фигуры медитирующих лам, покрытые либо лаком, либо золотом, могли быть явлениями этого порядка - живыми людьми, находящимися в трансе.

"Уникальное явление наводит на мысль: не с этим ли связана буддийская практика "медитировать на учителя", - продолжает профессор. - Видимо, эти люди были навечно связаны с информационным пространством, или, выражаясь буддийскими понятиями, с пустотой. Но были не мертвыми, а телесно и духовно принадлежащими еще нашему миру.

Они становились своеобразными резонаторами, которые помогали монахам в трансе войти в общее информационное поле, прикоснуться к пониманию космоса. "Медитировать на кого-то" - это значит полностью отождествиться с неким духовно сильным человеком, и уж он потом переносит ищущего в другие миры и пространства. Тела этих подвижников можно видеть в храмах Тибета и Юго-Восточной Азии.

Вероятно, на заре истории они проделали тот же духовный путь, что и Итигилов, перед тем как уйти в физическую смерть. Впрочем, достоверных свидетельств нет. Итигилов - единственное явление из научно описанных. Как считает Ершова, он реализовал свою задачу. Это был человек, активно живший интересами своего народа, наверное, в этом и надо искать и причину его последнего удивительного деяния. Предсказывая изменения в стране в новом тысячелетии, он оставил свое тело в качестве жертвенного послания, которое человечество не вправе потерять.

Как это ему удалось сделать, по-прежнему остается загадкой. Сейчас готовится вторая экспедиция, финансируемая проектом "Неизвестная планета", уже в Тибет и Юго-Восточную Азию, чтобы на месте изучить вопросы психофизиологии - медитацию, практику управления собственным телом, технику йоги, дыхание.

Специалисты считают, что надо, по крайней мере, попытаться понять заложенные в человеке способности, которые приводят к такому состоянию тела, какое наблюдается у Итигилова, и выразить их в научных терминах. Одновременно будет изучаться почва и геология региона.

Уже есть договоренность и с НАСА - американцы предоставят космические снимки местности в разных диапазонах. Для чистоты исследования необходимо знать, нет ли в районе бывшего захоронения хамбо-ламы каких-то излучений и почвенных аномалий.
Повторит ли "мальчик-Будда" из Непала судьбу Хамбо-ламы Итигилова?
Рассказ Галины Ершовой заставляет задуматься о феномене "мальчика-Будды" из Непала, о котором недавно сообщили СМИ.

15-летний Рама Бахадура Банджана из южнонепальского округа Бара провел без еды и воды в джунглях на юге страны полгода. Он сидит под деревом в позе "лотоса", глаза его закрыты, а лицо не выражает никаких эмоций.
Тысячи людей отправившихся в джунгли, чтобы увидеть его, считают мальчика реинкарнацией (перевоплощением) Сиддхартхи Гаутамы, принца-отшельника, который 2,5 тысячи лет назад достиг просветления под деревом бодхи, после чего и стал "Буддой" - "просветленным знанием", "нашедшим истинный путь".
Мальчик находится в состоянии глубоко погружения в медитацию, как минимум, с мая нынешнего года.
По ночам к нему никого не допускают - с заходом солнца дерево окружается плотным кольцом охраны.

Итигилов может вернуть душу в тело

В настоящее время тело Даша-Доржо Итигилова находится в Иволгинском дацане — центре российских буддистов, в 30 километрах от Улан-Удэ. "Для нас феномен Итигилова в том, что он атеистов заставил сомневаться в своем неверии, у сомневавшихся убрал колебания в их правоте, верующих укрепил в силе духа. Он оставил послание, не сказав при этом ни слова", - считает нынешний глава Буддийской традиционной сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Буддисты по-прежнему относятся к Итигилову как к живому человеку, находящемуся в особом состоянии сознания и телесности. Они считают, что ни знания, ни острый ум не могут сделать человека подобным Даша-Доржо. Для этого нужно испытывать великое сострадание ко всем живым существам, стать бодхисаттвой — "идеальным существом, которое исполнено сострадания ко всему сущему, но не хочет вкусить свободы до тех пор, пока несвободны все остальные...".

И несмотря на то что официальная Буддистская Сангха отрицает возможность возвращения души ламы в тело, монахи считают, что Даша-Доржо при желании может ожить. Такой же точки зрения придерживается и глава буддистов Тибета Далай-лама XIV.

Даже среди очень продвинутых буддийских практиков достижение нетленного тела - редчайший случай.

(фото и материал www.newsru.com, 12.2005)